Мало кто из наших современников может гордиться тем, что в его семье ветеранами Великой Отечественной войны являются и отец, и дед. В семье атамана Новороссийского районного казачьего общества казачьего полковника Виктора Юрина, в прошлом майора ВМФ и полковника МВД, начальника уголовного розыска Сахалинской области, именно так. Внук и сын победителей во многом повторил судьбу предков.


Умер от ран

Его дед Никифор Васильевич Юрин, 1905 года рождения, был призван в ряды Красной Армии из Челябинской области в первые дни Великой Отечественной, 25 июня 1941 года. На фронте – с октября 1941 года и до апреля 1945 года, когда после тяжелого осколочного ранения оказался в госпитале, где скончался в 1946 году. Служил механиком трактора 2-й батареи 119 гаубичной артиллерийской бригады. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За боевые заслуги».

В семье Юриных хранятся, как самые бесценные реликвии, медали деда, его фотография, датированная июнем 1941 года, а также наградной лист о представлении сержанта Никифора Васильевича Юрина к медали «За боевые заслуги», датированный 9 марта 1945 года.

В документе, в частности, говорится: «Тракторный механик Юрин Н.В. работает на своем тракторе «ЧТЗ-65» с начала формирования батареи. Его трактор работает без капитального ремонта, прошел 5334 км, вовремя доставлял мат.часть на ОП.

Только в Белоруссии и Прибалтике его трактор прошел 1405 км. За все время трактор сэкономил дизтоплива 3750 кг. Все это достигнуто ввиду хорошего ухода, ремонта, подготовки трактора к маршу.

Помогает другим механикам, в слесарной работает по ремонту тракторов.

Кроме своей основной специальности, изучил специальность кранового и заряжающего.

31.12.44г. при прорыве обороны противника на участке 10 гв. Армии при ведении огня работал орудийным номером – крановым. Орудие, где он работал, подавило узел сопротивления противника.

С 5.2.45г. по 9.2.45г. батарея совершала 75-км марш из района Яунвиганти в район Краньмуйже-Чами. Он по узко-раскатистым, трудно проходимым дорогам первым прокладывал путь батарее, не обращая внимания на усталость. Часы отдыха использовал на осмотр своего трактора, в результате чего он довел свой поезд без единой поломки».


Дотянули до своих

Отец атамана, Петр Никифорович Юрин, родился в хуторе (ныне поселок) Рымникский Брединского района Челябинской области 25 января 1925 года. Призван в ряды Вооруженных Сил 3 января 1943 года. Его послали в авиационное учебное подразделение в городе Калинине Московской области, после  которого начинал воевать на Ленинградском фронте стрелком-радистом на штурмовике Ил-2 в звании сержанта.

                — Отец неохотно рассказывал про войну, — вспоминает Виктор Юрин. – Однако знаю, что в 1945 году при штурме Кенигсберга его самолет был подбит, но экипаж не покинул горящую машину, дотянув до своего аэродрома. Все остались живы, но сильно обгорели. В результате отец лишился верхних фаланг пальцев на руках, а в голове стояла металлическая пластина — пробило голову при жесткой посадке.

В бессознательном состоянии отца с другими членами экипажа доставили в госпиталь. Когда он очнулся, то первой увидел медсестру Анастасию Ненашеву, которая станет его женой, мамой будущего атамана Новороссийска.

Закончил войну Петр Никифорович инженером авиаполка по вооружению в звании капитана. Продолжал служить в этой же должности до 1953 года. Награжден орденом Отечественной войны I степени, многими медалями, в том числе «За боевые заслуги» и «За победу над Германией».

Выйдя в отставку, поехал осваивать целину. Недолго работал на железной дороге, затем был переведен в МВД, где он проработал до середины 1980-х годов.

                — Мой отец был единственным сыном в семье, помимо двух дочерей, — говорит Виктор Петрович. – Воевал одновременно со своим отцом, моим дедом, причем иногда даже на одних и тех же фронтах, но там их пути не пересеклись, не виделись они на войне.


По стопам предков

Корни у предков Юрина — казачьи. Их фамилия значится среди основателей по Указу Императрицы Екатерины Второй 13-го поста 2-го оперотдела Екатеринбургского казачьего войска. Прадед Виктора Юрина основал казачий хутор Рымникский.

— В доме, который построил прадед, где родились мои дед и отец, а потом и я появился на свет, сейчас находится казачий музей. В советские времена наша семья не афишировала своего казачьего происхождения. Но, помню, мальцом лазил на чердак, а там хранились казачьи реликвии: элементы формы, Георгиевские кресты, фотографии. И моя мама, Анастасия Петровна, тоже оказалась из семьи уральских казаков.

Сын ветеранов, Виктор Юрин не сомневался с выбором профессии, стал военным, практически пойдя по стопам отца. Окончил в 1981 году Воронежское высшее авиационное инженерное училище и был направлен на Тихоокеанский флот, в военно-морскую авиацию. Специализация у него была особая – строительство и эксплуатация аэродромов и фортификационных сооружений. Но начинать службу пришлось командиром взвода морской пехоты. Затем командиром роты по своей специализации почти три года служил на военно-морской базе во Вьетнаме. Почти через три года вернулся на родную землю. Продолжил службу на авиабазе флота в пригороде Владивостока, заместителем отдельного инженерного батальона на Сахалине, где и завершил службу в 1995 году в звании майора.

Не прошло и дня после выхода в отставку из Вооруженных Сил, как Виктор Юрин стал майором милиции в Управлении МВД Сахалинской области. Почти шаг в шаг сын шел по стопам отца.

Очень скоро он стал старшим оперуполномоченным по особо важным делам, а в итоге дослужился до должности начальника областного уголовного розыска, полковником милиции. Каждый рассказ Виктора Петровича о буднях угро в лихие 90-е – реальный, а не книжный детектив, еще более увлекательный, захватывающий. Но романтика была сопряжена с риском для жизни, своей, своих коллег и даже своих близких.

Виктору Петровичу удалось сделать то, что не суждено было в силу советских запретов его отцу и деду, — вернуться к казачьим корням их рода. Он открыто заявил о своем казачьем происхождении еще будучи военно-морским офицером, в начале 90-х годов, когда началось возрождение казачества. На Сахалине казаков в царские времена не было, зато в постсоветские там оказалось много потомков этого славного племени. Вместе с единомышленниками, такими же родовыми казаками, Виктор Юрин стал устанавливать на Курильских островах православные поклонные кресты.


Наше дело правое!

Выйдя в 2004 году в отставку по выслуге лет, Виктор Петрович вскоре навсегда переехал в Новороссийск, к родной старшей сестре, к которой еще в детские годы часто приезжал на каникулах, погостить на море. Тогда и влюбился в город-герой.

Здесь он познакомился с атаманом Южного хуторского казачьего общества Владимиром Грамма, который позвал Виктора Юрина к себе. Он стал начальником штаба. А в 2016 году был избран атаманом Новороссийского районного казачьего общества. В  2021 году казаки города-героя вновь избрали Виктора Петровича первым среди равных.

Когда началась специальная военная операция, в составе казаков-добровольцев атаман, позывной «Батя», уже в апреле 2022 года отправился на передовую, где командовал одним из подразделений первого состава отряда БАРС.

— У нашего атамана ангелы на плечах, — вспоминал о тех боях казак Дмитрий Аширов, к великому сожалению, ушедший недавно из жизни от полученных на СВО ранений. — Батя из такой мясорубки вытащил пацанов, и без единого «двухсотого»!.. Он с одним взводом выдвинулся вперед, в параллельную с нами лесополосу, только в зеленку вошли, окопаться не успели, как их стали долбить из артиллерии. До темноты обстреливали, били прицельно. И Виктор Петрович выводил ребят в нашу лесополосу, все тащили на себе раненых, в том числе и он, несмотря на солидный возраст. Вышли все живыми, никого не оставили.

Затем состоялась его вторая командировка в зону боевых действий.

— Была необходимость сформировать отряд БАРС-11. Это был отряд, костяк которого составили казаки-черноморцы. В нем было и командование, и управление, и командиры подразделений в основном из Черноморского казачьего округа. Был клич пополнить этот отряд.

Всего в зону СВО отправились 113 человек из Черноморского казачьего округа. Там были не только казаки, но и друзья, с которыми он служили в Вооруженных Силах и органах МВД. Например, к атаману в отпуск приехал его друг и бывший сослуживец из Сахалина, подполковник полиции. А Виктор Юрин как раз собирался в командировку. Предложил и ему поехать. Он согласился. Не только отпуск провел на передовой, но и взял еще за свой счет несколько недель, чтобы пробыть все три месяца контракта. Позывной ему дали «Турист», с доброй иронией.

                — Поскольку я сам собирал это подразделение, то не мог отправить своих казаков и друзей одних. Надо было самому ехать. Казаки нам поверили, поверили их семьи, что мы вернем их живыми. Во всяком случае, про казаков Новороссийска скажу, что я обещал женам, что всех верну их живыми. Обещание я выполнил. Погибших у нас не было. Только несколько казаков получили ранения.

В начале нынешнего года в 65-летнем возрасте «Батя» вновь отправился на фронт. Воюет в отряде БАРС-16.

Наверное, не случайно, а закономерно казачество в Новороссийске, единственном городе-герое на Кубани, возглавляет именно такой человек, дед и отец которого прошли дорогами самой кровопролитной войны. И, пожалуй, не просто так отец и дед, ветераны Великой Победы, нарекли своего потомка Виктором, победителем. Он обязательно вернется с Победой! Наше дело, как и дело наших предков, правое!


Евгений РОЖАНСКИЙ, Новороссийск.