11.11.2023 09:14
ПО КОМАНДЕ «ГРАНАТА!»

Черноморский казачий округ провел военно-полевые сборы на полигоне близ станицы Ярославской. Это были заключительные сборы Кубанского казачьего войска, все структурные подразделения которого прошли здесь боевое обучение по распоряжению атамана Всероссийского казачьего общества.

                          

                К восьми утра на полигон один за другим подъезжали автобусы, из которых выгружались казаки округа. Каждое из семи РКО было представлено подразделением в 35 человек. Последними вышли казаки Адлера, которым довелось проделать самый длинный путь.

 

На построении прозвучали гимны России, Кубани и Черноморского казачьего округа, полковые священники – сочинец протоиерей Александр Татаринов и новороссиец иерей Александр Меркулов. Забегая вперед, скажем, что оба батюшки наравне с казаками прошли обучение на всех точках полигона, даже стреляли из калашей.

 

Атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин объявил минуту молчания о павших в ходе проведения специальной военной операции казаках-черноморцах. Святые отцы прочитали молебен по 19-ти убиенным.

 

Затем черноморцев приветствовал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Александр Слипченко.

 

                - Убежден, что военно-полевые сборы поднимут ваш боевой дух и укрепят веру в нашу победу в зоне проведения спецоперации, - отметил Александр Викторович. – Часть из прибывших сегодня казаков уже имеет боевой опыт, некоторые еще только собираются отправиться на передовую. Но для всех сборы обещают быть полезными. Ведь боевых навыков никогда много не бывает.

 

                Эту же мысль подчеркнул и выступивший перед казаками начальник полигона Андрей Белоусов. В частности, он сказал, что в зоне СВО боевые действия постоянно модернизируются, почти ежедневно видоизменяются, поэтому и опытным воинам, и молодежи всегда есть чему поучиться, новые знания никому еще не насолили вреда.

 

                Большой колонной, почти с полноценный мотострелковый батальон, казаки, облаченные в камуфляж, выдвинулись на стрелковый полигон. Там по подразделениям разошлись по учебным точкам. Инструкторы сразу предупредили, что в ходе занятий будут бросать шумовые гранаты, поэтому казакам надо быть постоянно начеку. Первый, кто увидит, должен закричать «Граната!», и всем следует незамедлительно залечь на землю, но обязательно ногами к гранате и головой от нее. Вскоре очень неожиданно прозвучал первый разрыв, но казаки, за редким исключением, успели выполнить команду и залечь. До полудня с частой периодичностью продолжались подобные команды и разрывы. Казаки до автоматизма научились избегать разлетающихся условных осколков.

 

                Для стрельбы из автомата Калашникова вызывали по шесть человек. Казаки снимали кубанки, надевая каски, а поверх камуфляжных курток облачались в бронежилеты с боевой выгрузкой. Сразу ощущалась тяжесть кило на двадцать, если не больше.

 

                - Это еще что! – рассказал участник СВО казак Натухаевского хуторского общества с позывным «Путник». – Идешь на передовую, неся на себе, как минимум, тридцать кило снаряжения, да еще в руках столько же – боеприпасы, провиант, воду. И передвигаться надо максимально быстро, то есть исключительно бегом и, как правило, ночью, когда под ногами практически ничего не видишь.

 

                На полигоне тоже передвигаться надо было бегом, либо строем. Пока одни отрабатывали меткость в стрельбе, другие учились самостоятельно накладывать жгуты на руки и ноги. Получив ранение в бою, казак может оказаться один на один с кровотечением, и тогда надо самому остановить у себя кровопотерю, пока не подоспеют боевые товарищи.

 

Молодые бойцы-срочники развернули учебную точку, на которой были представлены современные средства связи: полевой телефонный аппарат, полевой провод (полевка – уточнили они), рация спутниковой связи, радиостанция и коммутатор. Казаки слушали теорию применения в реальном бою с каждым из представленных образцов. А рядом седовласый инструктор подробно рассказывал казакам о видах беспилотных летательных аппаратов, их применении, средствах борьбы с ними.

 

Во всех концах полигона проходили занятия по тактике боя. Наступление, отход, прикрытие друг друга в бою. Некоторые незначительные, казалось бы, нюансы необходимо было отработать так, чтобы навсегда врезалось в память. Например, идет подразделение вперед, принимая положение для стрельбы с колена, но вдруг противник заходит с тыла, надо развернуться на 180 градусов. Что при этом обязательно надо помнить? Оказывается, что автомат при развороте должен быть опущен исключительно дулом вниз. Иначе от волнения и в пылу боя стрелок может случайно нажать на курок, и тогда пуля ранит твоего боевого товарища, соседа по атаке или обороне.

               

                Нагуляв на полигоне голод, казаки обедали с удовольствием. Надо отметить, что кормили отменно! Правда, новороссийцы с привкусом вспоминали сало и овощные закатки, приготовленные женами казаков Раевского станичного общества, которыми сдабривались приемы пищи во время военно-полевых сборов новороссийцев, геленджичан и туапсинцев в конце сентября на одноименном форте. Впрочем, казаки взяли с собой на эти ВПС домашнюю снедь, так что всегда можно было дополнительно перекусить, как и взять дополнительную порцию в столовой, развернутой сразу в четырех палатках.

 

                Небольшой послеобеденный отдых прервал приказ атамана округа на построение. Был зачитан приказ атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала Александра Власова о награждении инструкторов полигона. «За вклад в развитие кубанского казачества, высокую гражданскую ответственность и активную жизненную позицию, направленную на оказание содействия в ходе проведения военно-полевых сборов» заместитель войскового атамана Александр Слипченко вручил руководителю инструкторов орденский знак «За веру, Кубань и Отечество» I степени. Более десяти инструкторов отмечены наградным крестом «За заслуги перед кубанским казачеством».

 

После развода по учебным точкам занятия продолжились в том же интенсивном темпе, что и с утра. Но проходили уже на месте палаточного городка, где были сооружены опорные пункты. Казаков учили штурмовать и оборонять эти земляные укрепления. Часть нападавших инструкторов и казаков заходила из лесополосы, другая отстреливалась из окопов. То и дело над полигоном взмывал в небо беспилотник, сбрасывая с высоты 40-50 метров учебные «воги».

 

                - Дык, на такой высоте можно и сбить дрон из автомата, - предположил кто-то из молодых бойцов.

 

                - Не факт, что попадешь, а себя выстрелами выдашь и тут же получишь прилет, - спокойно пояснил бывалый казак, прошедший горнило боев в СВО. – Так что лучше спрятаться, затаиться, переждать.

 

Вновь то и дело слышались команды «Граната!», и казаки моментально падали на землю лицом вниз, прикрывая руками головы в черных кубанках с алым верхом. Клубы дыма поднимались над свежей зеленой травой, едва поблескивавшей от вчерашнего дождя.

 

Возле двух гаубиц Д-30 инструктор проводил практические занятия с орудийными расчетами, формировавшимися в основном из молодых казаков, которым все было в диковинку. Гаубицу, словно трансформер, сворачивали в некое подобие железного узла, разворачивали по команде в ту или иную сторону, распрямляли станины и наводили ствол в нужном направлении и на заданную высоту. Чуть замешкался один из номеров расчета, и колесо пушки не поднялось для разворота, пришлось двоим-троим казакам поднатужиться, чтобы привести все в норму.

 

До самого ужина проводились тактические занятия по боевому слаживанию. До автоматизма доводились действия казаков в группе при наступлении и отходе на поле боя. Постоянно слышались выкрики приказов инструкторов. Взрыв, еще взрыв, стрекот автоматных очередей, заставлявшие вновь и вновь прижиматься к земле.

 

Подробнейшие инструктажи продолжились и по тактической медицине. Анатомические подробности, которыми изобиловали поучения медиков, иногда заставляли поежиться. Запомнилось, для чего в аптечках каждого бойцов на передовой необходимо иметь ножницы. Дело в том, что при ранении в ногу необходимо не только наложить жгут, чтобы остановить кровотечение, но и обязательно разрезать обувь на раненой ноге, чтобы снять ее. Ножом это практически невозможно проделать аккуратно, обязательно потребуются ножницы. Бывали случаи в зоне проведения СВО, когда в спешке под выстрелами неприятеля бойцы забывали снять с раненого обувь, в результате чего стопа поврежденной осколком или пулей ноги опухала и ее приходилось ампутировать.

 

Учеба продлилась до самого ужина. В сумерках строились дивизионы, выдвигаясь в столовую, после чего всем было предоставлено личное время. И только Хостинский дивизион, когда наступила полная темень, а в небе зажглись яркие звезды, среди которых можно было четко увидеть и Млечный путь, вновь выдвинулся на боевую учебу. Атаман Хостинского РКО, участник спецоперации Виталий Коськин привез на сборы студентов групп казачьей направленности Сочинского госу6ниверситета, автомобильно-дорожного и юридического колледжей города-курорта. Ребятам призывного возраста еще предстоит пойти на срочную службу, потому полученные на полигоне навыки им особенно пригодятся.

 

Занятия студентов длились до самого отбоя, наступившего после вечерней поверки, на которой атаман округа Сергей Савотин поздравил личный состав с праздником – Днем народного единства.

 

Дрова для обогрева палаток были заготовлены казаками впрок, печи-буржуйки исправно топились дневальными всю ночь. Хотя и ночь выдалась не по-ноябрьски удивительно теплой. Многие казаки даже не стали залезать в спальные мешки, положив их под головы на двухъярусных кроватях. Разве что с утра вновь было немного прохладно, но без туманной дымки, что давеча окутывала поля на рассвете.

 

Утреннее построение и развод провели атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин и помощник войскового атамана  по госслужбе Александр Стародубцев. Они поблагодарили казаков и атаманов, принявших участие в военно-полевых сборах, проявив при этом дисциплину и искреннюю заинтересованность в боевой учебе.


Евгений РОЖАНСКИЙ.

Фото автора.