С приходом почти семь лет назад в Новороссийский казачий кадетский корпус Людмилы Николаевны Жуковой показатели ЕГЭ по физике, одному из самых сложных предметов, в этом учебном заведении стали расти как на дрожжах. В прошлом году выпускники сдали физику лучше всех других казачьих кадетских корпусов в стране, а в родном городе-герое уступили в рейтинге лишь профильным физико-математическим школам и лицеям.
Профессию Людмила Николаевна выбрала, как признается, по призванию, хотя в роду педагогов не было. Родилась под станицей Кущевской в потомственной казачьей семье сельских интеллигентов, агронома-отца и зоотехника-мамы.
- Выбрала физику, потому что это очень увлекательно, это потрясающий предмет!
Окончив школу с золотой медалью, получила и красный диплом в Ростовском пединституте, где к тому же получала Ленинскую стипендию, равную зарплате начинающего инженера. Работала сначала по распределению, а в 1983 году перебралась в Новороссийск, уже навсегда. Семнадцать лет преподавала физику и астрономию в технико-экономическом лицее (ТЭЛ), где стала ведущим педагогом профилирующего предмета, получила высшую категорию учителя, а также множество наград, в том числе нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ». Ее дети становились победителями на олимпиадах и конкурсах по физике самых разных уровней. Но судьба распорядилась так, чтобы потомственная казачка все же оказалась в казачьем учебном заведении.
- Не было бы счастья, да несчастье помогло, - продолжает Людмила Николаевна. – У меня сильно болела мама, и мне приходилось к ней ездить каждую неделю на выходных. В лицее такой возможности не было. И как раз в 2016 году меня пригласили на беседу завуч кадетского корпуса Светлана Ивановна Астрецова, которая давно звала меня перейти сюда работать, и Анна Викторовна Дорофеева из краевого департамента по вопросам казачества. Мы побеседовали, и я согласилась перейти в кадетский корпус, о чем нисколько не жалею.
С мальчишками ей работать проще и интереснее, потому что девчонки, как правило, и не связывают свое будущее с точными науками, и экзамены по физике не сдают. А кадеты в подавляющем большинстве нуждаются в добротных знаниях именно по таким предметам, как физика. Например, в прошлом году половина выпускников кадетского корпуса сдавали на ЕГЭ физику. Это очень много! Ребята пошли в военные училища, где станут летчиками, ракетчиками, связистами, шифровальщиками, артиллеристами. Там без физики не обойтись.
А ребятам, поступающим на судоводительский факультет Новороссийского государственного морского университета, для навигации очень нужна и астрономия, которую Людмила Николаевна тоже преподает. К сожалению, этот предмет рассчитан всего на один год школьного образования, а наука ведь захватывающая дух!
- Через год, как я пришла в кадетский корпус, у нас было много сильных ребят, несколько медалистов. Денис Борисов сейчас оканчивает Ярославское училище ПВО. В прошлом году наш золотой медалист Евгений Фальковский поступил в летное военное училище. Но и в ведущие гражданские вузы России с физическим профилем поступают наши кадеты, - подчеркивает она. – Вот два года назад наш выпускник Антон Багринцев, моя особая гордость, поступил в Московский государственный технический университет имени Баумана по специальности инженерная информатика. Никита Федоренко, вреднючий был ученик, но физику любил, прислал мне сообщение, что он вместе с еще тремя нашими выпускниками, которые учатся в морском университете на судомехаников, сейчас проходят плавпрактику на атомном ледоколе «50 лет Победы».
А есть и такие ребята, которым при поступлении физика не требовалась, но они гордятся высокими баллами и сильными знаниями в этой науке. Саша Баранов учится на следователя, но мальчик очень умный, отличником был у меня, и физика ему для логического мышления обязательно пригодится, он мыслит шире, чем обычный юрист, вызубривший букву закона. Или наша звездочка Дима Гаенков, ныне кремлевский курсант, пишет мне о своих успехах и добавляет: «У меня пять по физике!».
Людмила Николаевна показывает обширную переписку в смартфоне со своими питомцами, где бережно хранит каждую присланную строчку, каждое слово.
У каждого хорошего учителя есть своя методика преподавания предмета. Людмила Жукова считает, что, помимо системных знаний и опыта, у педагога должна быть харизма, что значит высокий авторитет одаренной личности, способной буквально гипнотически воздействовать на окружающих. И надо уметь заинтересовать учеников темой, что она старается делать ссылками на то, что им часто встречается в жизни.
Например, когда объясняет первый закон термодинамики, то просит ребят представить себе двигатель внутреннего сгорания. Сжигается топливо, при этом выделяется очень большое количество тепла.
А первый закон термодинамики – это закон сохранения энергии: при любых физических взаимодействиях энергия не возникает и не исчезает, а только передается от одних тел другим или превращается из одной формы в другую.
- Французский инженер Сади Карно подсчитал КПД двигателя внутреннего сгорания. Так вот, КПД наших «Жигулей» составляет 38 процентов, а новейших иномарок немногим больше – всего 48 процентов. И больше не получается, потому что очень большое количество тепла уходит на выхлоп. Выходит, что больше половины топлива сжигается даром. Вот на таких доступных примерах поясняю азы.
В извечном противопоставлении физиков и лириков Людмила Николаевна с тонкой иронией признает первенство своей команды («…потому что мы, физики, ценим и знаем изящную словесность, как и другие виды искусства, не хуже лириков, а они вряд ли смогут постичь прекрасные нюансы наших точных наук»).
Но, вместе с тем, напрочь отметает стереотип о пресловутом «синем чулке», как называют представительниц слабого пола, посвятивших себя физике или математике, поскольку сама не зациклена только работой, а живет полноценной жизнью, воспитала замечательную дочь, подарившую ей 11 месяцев назад любимую внучку Аннушку. Новоявленная счастливая бабушка с удовольствием показывает домашнее видео с внучкой.
- Посмотрите, какая наша Анна опрятная, - лицо Людмилы Николаевны буквально светится в улыбке. – Вот она прибирает игрушки, складывает. И все делается с таким серьезным выражением!..
С гордостью вспоминает Людмила Жукова, как она, еще будучи первоклашкой, читала стихи на торжественном митинге, посвященном открытию мемориала Поле казачьей славы на месте легендарной Кущевской атаки кубанских казаков-кавалеристов против немецко-фашистских танковых орд. Оттуда, из далекого детства, у нее святое преклонение перед памятью павших защитников Отечества. И перед такими праздниками, как День Победы или годовщина высадки куниковского десанта под Новороссийском, она начинает уроки, включая какую-нибудь песню о военной поре.
- Ребята должны проникнуться гордостью за нашу великую страну, за наш героический народ. И сейчас, когда в спецоперации гибнут мальчишки, немногим старше их, наш генофонд, я ставлю им песню – послушайте, насколько актуально:
Еще до встречи вышла нам разлука,
А все же о тебе я вижу сны.
Да разве мы б прожили друг без друга,
Мой милый, если б не было войны…
Завершаются 45 минут «окна», которое выпало в тот день у Людмилы Николаевны между уроками. Звучит звонок на перемену, класс физики начинает заполняться кадетами.
- Людмила Николаевна, вы, как всегда, прекрасно выглядите! – отмечает один из вошедших мальчишек.
- Наверное, ты не выполнил домашнее задание, - смеется она в ответ.
- Выполнил… - смущается кадет.
- Что-то вас сегодня мало, - обращается учитель к классу. – Звонок на урок уже был?
- Нет, не было, но ведь звонок – это понятие относительное, - пытается сострить на тему известной теории Эйнштейна старшеклассник.
Урок начинается с доклада замкомвзвода (в обычной школе это староста класса) о наличии кадет и готовности к занятиям. Шутки в сторону. Начинается постижение тайн мироздания.
Людмила Николаевна довольно скромный и застенчивый человек, не любит громких слов и вычурных фраз. Но суть своей учительской стези понимает четко: научить мальчишек стремиться к звездам. Пусть для кого-то это станут звезды на погонах или на груди, кто-то постигнет иные миры в телескоп, но каждый должен стремиться ввысь, преодолевая те самые тернии, без которых невозможно достичь заветной звезды, заветной мечты и цели.
- Счастливый ли я человек? – переспрашивает она, на мгновение задумавшись. – Конечно! Я занимаюсь любимым делом с любимыми учениками. А теперь, когда у меня появилась внучка Анечка, я счастлива вдвойне!
Евгений РОЖАНСКИЙ, Новороссийск.
Фото автора.