Новороссийцы доставили гуманитарный груз казакам-добровольцам отряда «Барс-11», выполняющим задачи специальной военной операции на передовой в одном из пригородов Донецка.
Гуманитарку отправили двумя машинами. Большегруз сопровождает атаман Центрального станичного казачьего общества Александр Шахов. На «ГАЗели» с символикой МЧС мы едем вместе с начальником МБУ «Служба Спасения» Алексеем Одеровым и спасателем Олегом Олекса. Спасатели по инициативе своего руководителя также собрали гуманитарную помощь.
Из восьми тонн груза шесть составляют припасы питьевой воды в 5-литровых бутылях. Казаки-добровольцы сообщили, что в сельском населенном пункте, где они расквартированы неподалеку от линии соприкосновения с вражескими силами, водопровод разрушен, а вода в колодцах настолько солоновато-горькая, что пить ее невозможно. Поэтому оставшиеся в тылу казаки, привлекая предпринимателей и людей доброй воли, собрали для фронтовиков 1200 бутылей.
Везем еще и тушенку, сгущенку, горький шоколад и конфеты, сухари и печенье, другие продукты долгого хранения, влажные салфетки, мыло и прочие предметы личной гигиены, теплые вещи, сигареты… Посылки для казаков передали их жены, родные и близкие. Там и всякие вкусности, и медицинские препараты, и снова сигареты, и деньги в конвертах, и, конечно, коротенькие послания от любимых женщин и от родимых детей. Отдельно собрали посылки для своих братов и казачьи первичные общества.
На территорию Донецкой области въезжаем рано утром, еще до рассвета. В полной тишине едем по пустынным дорогам. Через полтора часа, уже в серой мгле, начинают попадаться шрамы войны – воронки, посеченные осколками стволы и ветви деревьев, поваленные столбы электропередач. А вот разбитый в пух и прах рыночек с искореженными торговыми палатками из металлопрофиля.
У въезда в населенный пункт, где нас уже ждут казаки-черноморцы из «Барса-11», расположена минометная батарея чеченского спецназа «Ахмат». Приветствуют нас поднятием рук. Эти ребята с позиций не уйдут, как и наши! Позже на другой окраине мы увидим и казачий минометный расчет в поросшем высокой травой поле, но рядом с очень хорошо укрепленным и замаскированным бетонным бункером.
Иные из домов здесь основательно разбиты. В большинстве забиты окна и двери, хозяева давно уехали подальше от войны. Есть и совершенно не тронутые боевыми действиями домовладения.
Браты встречают нас крепкими объятиями. Выстроившись в цепочку, все вместе быстро разгружаем гуманитарку. При этом часть воды развозим сразу по нескольким точкам. Именные посылки от жен и родных ребята принимают с улыбками. Кому лично ничего не привезли, не отчаиваются, хотя немного грустят.
В первых числах октября эти казаки проходили подготовку на форте Раевском, а с середины месяца находятся на территории боевых действий. Среди них много новороссийцев и вообще казаков-черноморцев, которые уже второй раз отправляются в зону СВО. Есть и представители других отделов Кубанского казачьего войска. Руководят ими два районных атамана Черноморского казачьего округа: с позывным «Дядька» - командир, а «Батя» - его заместитель. С ними под начавшуюся артиллерийскую канонаду и говорим о боевых буднях. Но первый важный вопрос – о чем нельзя писать в прессе.
- Нельзя называть населенный пункт, где мы сейчас находимся, нельзя называть наших имен и фамилий, - начинает «Дядька». – Нельзя указывать расстояние до переднего края, просто сказать, что вблизи от передовой
- О потерях тоже нельзя сообщать, - подхватывает «Батя». – Хотя можно упомянуть, что за месяц боевых действий мы потеряли только одного казака по ранению. Ему пуля попала в плечо, сейчас он заканчивает лечение в госпитале Новочеркасска и вскоре вернется домой в Хосту.
Атаманы рассказали, что на передовой подразделения казаков меняются каждые два-три дня. Выходят на боевое в окопы с полными боекомплектами и запасами провианта. Воды каждому выдается по одной 5-литровой бутыли, этого хватает.
Противник совсем рядом и постоянно огрызается, о чем ежеминутно напоминают глухое уханье артиллерии с обеих сторон и свист минометных снарядов. Показывают воронку от разорвавшегося на днях буквально в нескольких метрах от их ночлега реактивного снаряда.
Часть казаков в разведке, часть на позициях в секретах, часть на минометных позициях, некоторых забрали на хозработы и кухню. Но основная работа - на огненном рубеже. Там ведется интенсивная перестрелка из автоматического оружия, автоматов и пулеметов, снайперских винтовок. В одном из ночных боев вражеский снайпер выстрелил в точку огня, который вел наш казак, пуля попала точно в дульный тормоз (край ствола) автомата, превратив его в металлическую розочку. К счастью, сам казак никак не пострадал.
На вопрос об особо отличившихся «Батя» справедливо замечает:
- Надо отметить абсолютно всех казаков. Достойно ведут себя, трусов нет, все рвутся в бой.
- Дисциплина на высшем уровне, - уточняет «Дядька». – Непосредственно в каждой группе есть лидеры, командиры подразделений, есть и инициативные казаки, которых надо еще и тормозить, усмирять пыл, чтоб не наломали дров.
- Мы находимся в активной обороне, - продолжает «Батя». – Все без исключения казаки проявляют мужество, доблесть и отвагу.
В отряде вместе с казаками на территорию боевых действий уже второй раз отправился отец Никифор, иеромонах, настоятель Свято-Троицкого храма станицы Старонижестеблиевской.
- Каждый день у нас начинается с утренней молитвы, - поведал батюшка. – Перед выходом на передовую я причащаю каждого казака. Здесь нет возможности собрать всех вместе, даже малым подразделением, поскольку каждый занят своим делом, выполняя приказы командования с раннего утра и до поздней ночи. Но в свободную минуту любой боец может обратиться ко мне.
По признанию казаков, беседы со святым отцом всегда успокаивают, дают отдых душе, напоминают о вечном и главном. Православная вера укрепляет дух, в бой после этого идут с легким сердцем. А у самого отца Никифора нет личного оружия, автомата или хотя бы пистолета. Его оружие – слово Божье, крестное знамение, иконы, Библия, лампадки и свечи. Иной раз это гораздо действеннее и важнее любой гаубицы или системы залпового огня.
Атаманы накормили нас горячим завтраком, напоили крепким чаем и кофе, показали вполне достойные бытовые условия казаков. Свозили на фронтовую дорогу, идущую вдоль окраины населенного пункта. Про себя мы прозвали ее дорогой смерти, поразившись увиденному на ней. Разбитая в труху, сгоревшая бронетехника, превращенные в лепешки гражданские легковые автомобили встречаются на той дороге через каждые 10-20 метров. Здесь не так давно велись кровопролитные бои и с обеих сторон были тяжелые потери…
Залпы артиллерийских и минометных стволов ни на минуту не умолкали вот уже четвертый час. Нам пришло время собираться в обратный путь.
- Мы хотим выразить благодарность жителям Новороссийска и всего Краснодарского края, а также казакам Черноморского округа за оказываемую нам помощь и поддержку. Отдельная благодарность – атаману нашего округа Сергею Савотину за то, что он постоянно проявляет заботу не только о нас, но и о наших родных и близких, которые ждут нас дома.
- Спасибо нашим женам, которые помнят о нас, переживают. И мы постоянно думаем о них, о своих семьях. Мы уверены, что у нас надежный тыл, и мы обязательно вернемся домой живыми и здоровыми. И с победой!
Евгений РОЖАНСКИЙ, Новороссийск - Донбасс.
Фото автора.
Опубликовано в «Кубанском казачьем вестнике» 12 ноября 2022 года.